Реализацией гражданином своего права на медицинскую помощь (этап оказания медицинских услуг) включает:
право на информацию (ст. ст. 8 — 11 Закона о защите прав потребителей, ст. ст. 19, 20, 22 Закона об основах охраны здоровья);
право на отказ от медицинского вмешательства (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья);
особый порядок заключения и расторжения договора (ст. ст. 426, 428, 782 ГК);
группа прав, связанных с особым (как физическим, так и психическим) состоянием пациента:
право на соблюдение этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
право на оказание медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
право на обеспечение ухода при оказании медицинской помощи;
право на организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
право на обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
право на создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации (ст. 6 Закона об основах охраны здоровья);
Защита нарушенных прав пациентов (этап защиты) включает следующие способы:
действует презумпция отсутствия у потребителя специальных знаний (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей);
в случае причинения вреда вследствие недостатков медицинских услуг, непредоставления информации об услуге такой вред возмещается исполнителем в полном объеме независимо от вины (ст. ст. 1095 — 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12, подп. 1 — 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей);
потребителю предоставлено право на компенсацию морального вреда в случае нарушения его прав (в том числе имущественных) независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (при наличии вины исполнителя);
процессуальные льготы: бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ); правила о выборе потребителем подсудности, освобождении от уплаты государственной пошлины, недопустимости отказа в принятии искового заявления ввиду несоблюдения предварительного досудебного порядка разрешения спора.